Город: Все города   | весь список | Вакансии на карте | Статьи Сегодня 0 вакансий | 0 резюме | 4334 компаний
Подписаться на вакансии

Введите слово или сочетание слов, разделенных пробелами:
 

Версия для печати

Судебная практика об компенсации морального вреда

Страница: | 1 | 2 |

В специальной литературе встречаются интересные мысли и подходы, связанные в основном с компенсацией морального вреда, т.е. способом защиты гражданских прав, предусмотренным ст. 12 первой части ГК РФ. Нам же представляется небезынтересным проанализировать "оборотную сторону" морального вреда: в ряде случаев не только реальные убытки, но и другие негативные последствия возникают не у того лица, которое обратилось за компенсацией морального вреда, а у противоположной стороны, т.е. у ответчика.
Вот пример. По иску гражданки Л. к ООО "Ив Роше - Восток" я представляла интересы ответчика и на практике смогла убедиться в том, что гуманные нормы о возмещении морального вреда не всегда обеспечивают адекватное, то есть справедливое разрешение спора. Истица обратилась к ООО "Ив Роше - Восток" сначала с претензией, а затем с иском о возмещении имущественного ущерба и компенсации морального вреда (ст. ст. 13, 14, 15 Закона "О защите прав потребителей", ст. ст. 1095 и 1100 ГК РФ). Общество с ограниченной ответственностью "Ив Роше - Восток" представляет собой одну из дочерних компаний всемирно известной фирмы "Ив Роше", производящей натуральную косметику и имеющей более 1350 филиалов - Центров красоты "Ив Роше" - по всему миру (в России их уже около 100). Во многих Центрах красоты работают косметологические салоны, где предлагается широкий выбор процедур по уходу за лицом и телом с использованием продукции "Ив Роше". Именно за косметологическими услугами Л. и обратилась в ООО "Ив Роше - Восток", заранее зная о том, что выбранные процедуры ей противопоказаны по состоянию здоровья. Дело в том, что при некоторых заболеваниях даже качественно оказанные косметологические услуги приносят только вред. Специалисты предупреждают об этом клиентов, но некоторые из них (видимо, надеясь на чудо) предпочитают рисковать своим здоровьем и скрывают наличие таких заболеваний. В нашем случае чуда, увы, не произошло. Зато произошла долгая (около года) судебная тяжба. Одна из причин, косвенно способствовавших возникновению судебного процесса, - беспошлинная подача иска согласно ч. 3 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" <*>.
--------------------------------
<*> В редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

Данное обстоятельство облегчило Л. подачу необоснованного иска. Кроме того, как было установлено впоследствии, Л. проявила крайнюю недобросовестность, выразившуюся как в сокрытии важных фактов (обнаруженных в результате проведения судебно-медицинской экспертизы, назначенной судьей по ходатайству ответчика), так и в представлении заведомо неправильно оформленных бухгалтерских и иных документов. Все это позволяет заключить: необоснованные претензии истицы свидетельствуют о ее желании получить крупные денежные средства путем обмана или введения в заблуждение. Кроме того, имел место прямой шантаж сотрудников ООО "Ив Роше - Восток" и изменение показаний истицы, систематическое противодействие правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела, что выразилось в непредставлении затребованных от истицы документов, на которые она ссылалась ранее, и в предоставлении недостоверной информации. В соответствии со ст. 92 ГПК РСФСР на сторону, недобросовестно заявившую неосновательный иск либо систематически противодействующую правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела, может быть возложено в пользу другой стороны взыскание вознаграждения за потерю рабочего времени. Очевидно, что эти основания в данном случае у суда имелись. В соответствии со ст. 155 ГПК РСФСР и ст. 92 ГПК РСФСР, ответчик, т.е. ООО "Ив Роше - Восток", просил взыскать вознаграждение за потерю времени на основании предоставленной в суд справки - расчета убытков из-за потерь времени, потраченного сотрудниками на участие в процессе. В соответствии со ст. 91 ГПК РСФСР ответчиком было также заявлено ходатайство о возмещении расходов по оплате помощи адвоката, причем расчет и платежные документы также представлялись. Помимо всего прочего иск, предъявленный Л. к ООО "Ив Роше - Восток", затрагивал деловую репутацию не только этого общества, но и французской фирмы "Ив Роше".
Несмотря на все вышеперечисленное и отсутствие вины ответчика, что было полностью доказано, а также несмотря на то, что истице Л. в иске было полностью отказано, суд возложил на нее предельно малую по размеру компенсацию в пользу ответчика за предъявление необоснованного иска и за все остальные допущенные ею нарушения.
В результате у ответчика образовались реальные убытки, которые истица не компенсировала. Не лучшим образом такие процессы влияют на деловую репутацию, о компенсации которой даже не шло речи в судебном решении.
Почему же это происходит? Сразу оговоримся - здесь речь идет не о так называемом потребительском экстремизме (как бороться с этим явлением, уже говорят даже представители обществ защиты прав потребителей), а именно о законодательном регулировании морального вреда и судебной практике по этой категории дел. Имеется ряд причин. Так, предоставляя право, в ряде случаев законодатель не всегда учитывает возможные негативные последствия либо предоставляет слишком много гарантий реализации прав - это касается освобождения истцов от уплаты государственной пошлины по Закону "О защите прав потребителей" (даже если иск окажется необоснованным), в том числе по искам, связанным с компенсацией морального вреда. Видимо, следует ввести ряд норм, предусматривающих уплату госпошлины в таких случаях, может быть, в другом порядке, чем это установлено в настоящее время. Использование законодателем в ст. 1101 ГК РФ таких оценочных категорий, как справедливость и разумность размера компенсации морального вреда, дает истцам широкий простор (что ощутимо при рассмотрении беспошлинных исков). Из-за несовершенства процесса, а также по ряду других причин у ответчиков существенно сужены возможности для отстаивания своих прав и законных интересов по делам такого рода. Так, например, если подать встречный иск, то его надо обязательно оплатить госпошлиной (даже если заведомо ясно, что обратно эту сумму вернуть не удастся), и т.д. Невозможно взыскать убытки с истца в ряде случаев из-за отсутствия реальных гарантий взыскания. Вот почему продолжает расти число необоснованных исков и в судебные процессы вовлекаются достойные уважения граждане и организации, в результате чего страдают их деловая репутация и имидж, что усиливает конкуренцию, причем недобросовестным путем.
Хочется отметить, что игнорирование проблем ответчиков по искам, связанным с компенсацией морального вреда, может привести к тому, что категория "моральный вред" ставится оторванной от единой цели, которой она призвана служить, поскольку появляется возможность использования безусловно "светлых" норм права для неблаговидных целей.

busy-people.ru
2013-11-15 16:54:57

Комментарий к статье (0) | Версия для печати | К списку статей



Последние новости журнала



Что такое подработка в салоне красоты?

Что такое подработка в салоне красоты?


И когда назначают гарантию за выход?


Подработкой в салоне красоты принято называть выход мастера в од... Подробнее

Профессионалы

Парикмахеры, мастера маникюра, косметологи, массажисты, визажисты и лэшмейкеры с опытом работы от трех лет, готовы к собеседованиям и переговорам на счет сотруднич... Подробнее

Нужен парикмахер

Если салону красоты нужен парикмахер, то найти его просто с кадровым сервисом busy-people.ru
Подробнее

Найти работу администратором салона красоты

Найти работу администратором салона красоты без опыта раб... Подробнее

Работа для администратора салона красоты

Администратор салона красоты, это очень популярная вакансия.

<... Подробнее

Если вы парикмахер или мастер маникюра, или косметолог и вас интересует расширение вашей клиентской аудитории, то пишите на bp@busy-people.ru Для мастеров все услуги бесплатные!

Ищите подходящую работу? Размещайте резюме на busy-people.ru и получайте множество предложений от салонов красоты.

Ищите работу в салоне красоты? Подписывайтесь на рассылку лучших вакансий!

Ищите мастеров салона красоты своими силами? Пользуйтесь бесплатным доступом к контактам резюме в субботу и в воскресенье!

Покупайте косметику и материалы для мастеров и салонов красоты.

Выбирайте парикмахера для обслуживания на дому или в салоне красоты.

Требуются парикмахеры, мастера маникюра, косметологи и администраторы салона красоты? Пишите нам на bp@busy-people.ru и принимайте достойных специалистов!